Грузия 2011. Часть 5. Сванетия
alex_dfg
Как хорошо «матрасничать»! Но, напоследок у нас осталась Сванетия! Какой только информации не выдавал интернет об этом горном крае Грузии: о гордых храбрых воинах, о кровной мести, об опасных дорогах, но в одном все источники были единогласны – это красивейшие места. Кто не был в Сванетии – тот не видел Грузии! Так, ещё в Москве, Сванетия стала у нас ассоциироваться со сказочным краем и эту «вкусную« часть путешествия мы специально оставили напоследок. Итак, поехали!

Ингурская ГЭС- крупнейшая на Кавказе гидроэлектростанция на реке Ингури. (По версии Forbes занимает 8 место среди самых интересных дамб, которые можно посетить.)

Бирюзовая гладь водохранилища (это не Photoshop!):

Описанная во многих отчетах «ужасная» дорога до Местии (столица Сванетии) к нашему приезду превратилась в новенький асфальт с бетонными ограничителями по краю пропасти. Что не удивительно, ведь Сванетия пользуется популярностью у туристов и зимой и летом.

Просто виды с дороги:

По дороге подбрасываем попутчика. Радуясь возможности узнать «из первых рук», мучаем человека расспросами:
- А правда что в Сванетии существует кровная месть?
- Да, нет. Сейчас уже нет. Осталось только процентов 30….
- …
- А правда, что электричество бесплатное?
- Да. Это же наша Ингури!
- В Сванетии очень красиво. Вам понравится. Новый снег появился!
Все время пока мы едем в сторону Местии на дороге огромное количество дорожных рабочих: то подкрашивают, то подметают асфальт (коров тоже много…). Оказывается, завтра в Местии ждут М.Саакашвили.
Наш попутчик вылезает в ближайшем населенном пункте.

Наконец-то появляются сванские башни:

Если вы читали отчет с самого начала, то несложно обратить внимание, что аналогичные башни есть и в Хевсуретии и в Тушетии. Но как они все отличаются по внешнему виду!
С погодой у нас опять не складывается – облачно, периодически дождь. Но то что удалось подглядеть через пелену облаков поражает.

Если раньше дорога до Местии занимала чуть ли ни день, то сейчас, с утра позавтракав на море, к обеду уже добрались до столицы Сванетии. Дым стоит коромыслом – к горнолыжному сезону ведутся стройки, к приезду важного гостя метутся улицы. Из-за суеты отказываемся от идеи остаться в Местии и поснимать башни в вечерней подсветке. Забегаем в туристический центр, берем карту района и пытаемся узнать о возможности проезда «насквозь» через Лентехи. Получив не очень положительный ответ «До Ушгули доедете, а там как повезет. Если перекинетесь через перевал, то проедете» двигаем в сторону Ушгули.

Вид на Местию:

Дорога в Ушгули:

Каньон Ингури:

Даже непогоде не под силу уменьшить красоту здешних мест! Дорога после Местии грунтовая, но ухоженная - туристов возят в «джип-туры» до Ушгули. Вот и мы «уперлись» в группу внедорожников с порядковыми номерами: впереди едет инструктор с рацией за ним следом туристы за рулем. Практически покатушка! Некоторое время наблюдение за этим действием доставляло нам удовольствие: туристы радовались как дети каждой луже и восторженно фотографировали и снимали свои «героические» внедорожные подвиги. Из особенностей пути стоит отметить, что дорога периодически перекрывается воротами или шлагбаумом. Это сделано для того, чтобы скот не разбегался. Надо вылезти из машины, открыть ворота и потом обязательно их ЗАКРЫТЬ! Долго выдержать «трамвайную» покатушку мы не смогли, да и инструктор сообразил уступить нам дорогу. Во время процедуры разъезда неожиданно для себя мы обрели попутчика - туриста-стоппера из Чехии по имени Вашек. Он до этого ехал в одной из «покатушечных» машин, но их путь был только до Ушгули, а ему надо было в Лентехи. Несмотря на то что наш Патруль на время экспедиций становится 2-х местной машиной, мы разгребли еще одно место и поехали втроём. По пути делились восторженными впечатлениями о Грузии. Вашек - студент и в свободное время много путешествует автостопом. Так незаметно для себя добрались до Ушгули и чуть его не проехали ;-).

Дело в том, что Ушгули это название сванской общины, объединяющей сразу несколько сел: Жибиани, Чвибиани, Чажаши и Муркмели. Это место считается самым высокогорным постоянно обитаемым населенным пунктом в Европе (2200 м.) Здесь берет своё начало бирюзовая красавица Ингури.
Даже в облачную погоду сочетание сванской архитектуры и гор заставляет верить в сказки про неприступных принцесс в башнях и драконов.

Настолько гармонично дома-башни дополняют окружающий пейзаж. И хотя лимит «культурных» ночевок мы исчерпали на море, отказать себе в удовольствии заночевать в сванском доме не смогли. Дело осталось за малым - найти гест-хаус. И хотя табличек было много, понять в какой дом заходить было трудно. Поэтому пришлось брать «языка». Эта роль досталось милой женщине, которая хорошо говорила по-русски. Но, как оказалось, слов было мало: с описанием каждого поворота «у вон того дома» мои глаза становились всё больше и больше и женщина решила сама нас проводить. Так в наш «двухместный» Патруль влезло 4 человека. Без местного штурмана мы вряд ли решились бы протиснуться в тесные улочки. Длиннобазный Патруль напоминал слона в посудной лавке!

Наконец-то мы добрались до гостевого дома. Рассчитывая на удобства на улице, были приятно поражены горячей водой и туалетом в доме. Глядя на строение снаружи сложно представить эти блага цивилизации внутри!
Вечер коротали за беседами под вкусную сванскую кухню. Описывать это бесполезно, это надо пробовать! Хозяйка ставила на стол всё новые и новые блюда, и каждый раз мы абсолютно искренне говорили «Спасибо! Очень вкусно!». Даже соль была не обычная, а сванская - замешанная с травами, она благоухала неповторимым ароматом. Мечты о вечерней прогулке разбились о суровую непогоду, поэтому оставалось курить под навесом и разглядывать туманные дали.

В Ушгули проживает около 70 семей. Многие сейчас так или иначе связаны с турбизнесом. Хорошо это или плохо сложно судить. С одной стороны поток туристов так или иначе разрушает самобытность этого места, а с житейской стороны этим людям необходимо чем-то зарабатывать. Ведь жизнь здесь недешева - многие продукты приходится привозить издалека. Хорошо что электричество бесплатное! Выбрать гостевой домик в Ушгули можно на разный вкус и кошелек.

С утра немного распогодилось и мы немного погуляли:

На домах краской нанесены метки, заменяющие названия улиц:

Экскурсия в этнографический музей, оборудованный в одном из домов, обошлась в 10 лари. В музее довелось увидеть деревянное корыто с овечьей шерстью, служившее для добычи золота из Ингури. Благодаря этой шерсти и родился миф о Золотом Руне. Назначение некоторых вещей выяснить так и не удалось - все таки есть языковой барьер. В метрах 50-100 от нашего пристанища на склоне стояла церковь. Узнав что мы хотим посмотреть храм, хозяйка позвала женщину с ключами. По внешнему виду бабушка, маленькая, сгорбленная - «божий одуванчик» одним словом. Внешность часто бывает обманчива! Мы с трудом поспевали за ней по склону. К сожалению, она не разговаривала ни по-русски ни по-английски, но иногда непостижимым образом нам удавалось друг друга понять. Так стало ясно, что мы идем не в храм Святого Георгия, видимый из дома, а в церковь Божьей Матери (по-свански Ламария). Храм был построен в X-XI в. Со стороны селения церковь скрыта от глаз каменным забором с башней.

Как и во всем Ушгули крыша крыта плоскими камнями, низкий вход с закопченными стенами заставляет каждого сюда входящего склонять голову.

Внутри фотографий не делали - о мирском думать не хотелось, невольно перешли на шепот. Вот такая завораживающая красота старого храма с намоленными веками фресками, старыми дверьми которые отшлифовали руки многих поколений! (если доведется там побывать, пожалуйста, оставьте денег на поддержание храма)

Вернувшись в село обнаружили Патруль в окружении сванов. Решив узнать про дорогу через перевал, получили жизнеутверждающий ответ «На такой машине проедете! Хорошая, настоящая сванская машина!». Дорога на самом деле оказалась хорошей! Сложнее было выехать из лабиринта каменных закоулков.

Все слова о Сванетии бессмысленны. Даже мощная цифровая техника бессильна. Красота, спокойствие, горы и мурашки по спине!

Покидать эти места было грустно! Пару слов о стереотипах: Вернувшись в Москву, мы с восторгом делились впечатлениями о нашей поездке. На что один знакомый, «знаток Кавказа«, небрежно закуривая бросил «Ну это вы в Сванетии не были. Со сванами не встречались! Иначе если бы и вернулись, то без машины!». Что можно сказать? Ни-че-го! А только улыбнуться! Именно там мы притормозили у машины, стоявшей у дороги, с целью узнать может помощь нужна? И долго-долго после этого отказывались от предложения то ли позавтракать, то ли пообедать, а может и переночевать ;-)

Нас в машине по прежнему трое, и Вашек развлекает нас разговорами как он путешествует «нахаляву». Тут и случился прокол автостопщика - пока мы останавливались на фотосессии нас догнала вчерашняя группа внедорожников, которая по уверению чеха ехала только до Ушгули… В общем «развел» нас Вашек! Стало ясно, что ему интересно было прокатиться на «машине с наклейками». Довезли мы, как договаривались, попутчика до Лентехи и высадили на центральной площади. Пока остановились переложить вещи, Вашек уже поймал очередную жертву и катил в Кутаиси.

В Кутаиси:

Трасса до Тбилиси хорошего качества, много населенки, торговцев разным товаром. Здесь найти место для стоянки не просто.

Не смогли проехать мимо гончарной посуды - уж слишком вкусно выглядят блюда, подаваемые в глиняных лотках.

В Гори свернули с целью посмотреть музей Сталина. Экскурсия оказалась интересной. С нами вместе была пара с Украины.

Тбилиси. Вообще-то мы хотели остановиться в отеле и погулять по городу, но объездив несколько гостиниц с табличками «номеров нет», решили, что в Тбилиси надо приезжать специально. Это отдельная тема. Поэтому ограничились просмотром уличного вернисажа, посещением хинкальной и магазинов.

Уличный вернисаж:

Мост Мира:

Президентский Дворец:

Движение на улицах характерно для мегаполиса, а вот процесс перехода улицы… оказался увлекательным действием, не уступающим в экстремальности горным дорогам ;-).
Совсем недалеко от Тбилиси, в месте слияния Арагвы и Куры стоит город Мцхета, основанный во 2-й половине 1 тысячелетия до н. э. Город очень популярен среди туристов, лавки с сувенирами, кафе.

В Мцхете много достопримечательностей, у нас хватило сил только на посещение самого большого исторического сооружения в Грузии храма Светицховели (груз. - животворный столб) - кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви.

Внутри храма:

Скупив по дороге практически всю газировку Цандукели :-), встали на ночевку после Крестового перевала уже в темноте. Луна предательски освещала нашу машину. Море звезд шатром висело над головой и было немного грустно из-за того что наше путешествие подошло к концу.

С утра прощальный взгляд на Казбег, переход границы (из Грузии выехали даже не вылезая из машины!) и дорога домой!

Все фото к этой части здесь

PS: Если у вас открыто сердце - езжайте в Грузию, если в голове водятся какие-то тараканы - сидите дома. Ведь даже хорошие места плохие туристы могут испортить! А то отношение, которое мы встретили в Грузии надо бережно хранить!

• 1
фото супер, места очень красивые! вот бы обои такие на рабочий стол :)

Спасибо!
С обоями нет проблем - пишите какие фото и в каком разрешении куда кидать

фото с горами все супер, я рядом с горами родился и рос, за 8 лет один раз только был в горах. , любую можно из _MG_1717.jpg, _MG_1613.jpg, _MG_1494.jpg, _MG_1470.jpg разрешение 1280*1024 если можно на почту sasha_ne @ mail.ru заранее спасибо :)

да красота не описуемая в Сванетии правда ! жаль что закончилось ваше путешествие ( читалось просто супер . Спасибо !

Все части отчета очень понравились. Фото великолепны!

Спасибо!

Сванетия просто потрясла! Необыкновенные места! Тоже захотелось в Грузию!

спасибо!
ждем треки)

наконец-то выложили

Объясните, пожалуйста, невнимательному где скачать треки?

Горы зачётные. Нужно ехать.

отлично! так получилось, что начал читать серию отчетов именно с заключительной главы :) Но все добавлю в закладки, так как поездка в Грузию давно стоит в планах. Спасибо за такой качественный материал.

Спасибо за отчеты. Сильно поменял взгляд на Грузию, не представлял что страна на столько разнообразная. Очень хочу туда поехать.

Действительно стоит съездить!

Как всегда с огромным удовольствием прочел ваш отчет.
Уже давно мечтаю побывать в Грузии. Все пишут сплошной позитив о стране, о гостеприимстве.

Великолепный отчет, спасибо огромное. Чувствуется, что писала женщина, благодаря этому, моя супруга практически перестала бояться повторить ваше увлекательное путешествие.

Спасибо большое за отчеты и качественные фотографии!!! Очень много всего полезного в них для тех, кто только планирует побывать в Грузии.

Здравствуйте! Прекрасные фотографии, спасибо, что поделились!
Можно вопрос? Этим летом планирую в те же края поехать, поделитесь, пожалуйста, опытом, где Вы жили в Сванетии? С крупными городами понятно, а вот в горах как дела с жильем? Или только полатка?

Во всех популярных туристических местах есть гостиницы и гест-хаусы, тем более в Сванетии ( и в Местии, и в Ушгули и близлежащих селах ). Мы ночуем в машине, у нас там аж трехспальная кровать. В цивилизованных условиях лишь иногда.

спасибо, интересно!
Скажите, а на дизельной машине проблем там нет с топливом? И надо ли хотя бы A/T резину или на обычной можно? машина 4*4

С дизелем проблем нет. На обычной резине можно, но А/Т целее будет. Мы всегда и везде пользуем М/Т и проблем никаких не знаем.

Здравствуйте! Только вчера вернулся из Грузии, пройдя практически весь ваш маршрут, за исключением Шатилей. Правда на море был шторм и вместо купания был трекинг в Сванетии на ледники Чалаади и Шхары. Огромное спасибо за отчет и трек - они очень помогли. На грязевые вулканы я бы без трека добирался гораздо дольше :) И поправочка к вашему отчету - краской в Ушгули нанесены не названия улиц, а так называемые марки - метки, ведущие к Шхаре. Еще раз огромное спасибо - вы помогли побывать в великолепной стране чудесных людей и восхитительной природы.

спасибо за прекрасный отчет!
отдельное спасибо за треки. Все-таки очень хочется съездить в Грузию.
Если не секрет каков примерный бюджет в крайней поездке (если можно по статьям)?

Ушгули-Лентехи

добрый день! подскажите пожалуйста, на Nissan X-Trail реально пройти этой дорогой или лучше обратно через Местию возвращаться?

п.с. отличный отчет, спасибо за трек, многое прояснилось)

Подскажите пожалуйста, сколько времени ( и километров ) занимает дорога из Ушгули до Ланхети ( уж очень впечатлила по вашему посту )
И фото - супер ( сам увлекаюсь )